
Когда речь заходит о DN400 шаровых клапанах, многие сразу представляют себе стандартную конструкцию с плавающим шаром, но в реальности для таких диаметров почти всегда применяются конструкции с шаром на опорах - это первое, что приходится объяснять заказчикам. В наших трубопроводах от 350 мм уже начинаются совсем другие нагрузки, тут любой фланцевый изгиб дает такой момент, что плавающая схема просто не выживет.
Как-то на объекте в Омске пришлось столкнуться с заклиниванием DN400 клапана после первого же цикла закрытия. При вскрытии обнаружили - производитель сэкономил на опорных подшипниках, поставил обычные бронзовые втулки вместо комбинированных упорно-радиальных. После этого всегда требую паспорт с указанием типа опорных узлов.
У DN400 шарового клапана от ООО Сычуань Фэйцю (Группа) обратил внимание на интересное решение - разгружающие канавки на штоке. Такая мелочь, но реально продлевает срок службы уплотнений при рабочих давлениях выше 16 бар. Хотя в их документации это скромно называется 'стандартное исполнение', хотя у большинства производителей такой конструкции нет.
Заметил закономерность - китайские производители часто завышают показатели Kvs для крупных диаметров. С DN400 разница между заявленными и фактическими значениями иногда достигает 15%. Приходится дополнительно проверять расчетами для критичных участков.
При монтаже на ПНД трубопроводы часто забывают про компенсаторы кручения - а потом удивляются, почему через полгода начинает подтекать сальниковое уплотнение. Особенно критично для надземной прокладки где есть суточные температурные расширения.
Разговаривал с монтажниками с завода ООО Сычуань Фэйцю (Группа) - они рекомендуют для DN400 ставить дополнительные опоры перед фланцами, причем не жесткие, а скользящие. Говорят, это снимает 80% проблем с перекосом седла.
Еще один момент - направление подачи среды. Некоторые думают, что для шарового клапана это не важно, но при DN400 разница в усилии на привод может быть в полтора раза. Всегда маркирую стрелкой на корпусе при приемке.
С электрическими приводами вечная головная боль - большинство стандартных рассчитаны на нормальное усилие, но при заклинивании или перекосе для DN400 требуется запас по моменту минимум 2.5 раза. Приходится пересчитывать и часто ставить привод на шаг мощнее.
У ООО Сычуань Фэйцю (Группа) есть готовые решения с согласованными приводами, но по опыту - их настройки слишком 'мягкие' для наших условий. Всегда перенастраиваю концевые выключатели с запасом в 5-7 градусов до упоров.
Гидравлические приводы надежнее, но для DN400 требуют отдельной масляной станции - это увеличивает стоимость в 2-3 раза. Хотя на магистральных газопроводах без них никак, особенно в северных регионах где электрические могут отказать при -45.
Самое слабое место у большинства DN400 клапанов - седловые уплотнения. Замена требует специального пресса для запрессовки, который редко кто возит с собой. У китайских производителей часто нет унификации по размерам седел - приходится заказывать оригинальные с долгим ожиданием.
У ООО Сычуань Фэйцю (Группа) в этом плане удобнее - у них седла стандартизированы в пределах линейки диаметров, плюс поставляют ремонтные комплекты с уже подобранными по размерам уплотнениями. Хотя в последней партии столкнулся с несовпадением по твердости - новые седла были на 5-7 единиц Шора тверже, пришлось подбирать другой тип смазки.
Для экстренного ремонта разработали методику шлифовки седел без снятия клапана - используем портативные приспособления с угловой шлифмашиной. Точность конечно не идеальная, но на пару циклов 'закрыто-открыто' хватает до планового ремонта.
Многие до сих пор ставят задвижки на такие диаметры, мотивируя это ценой. Но если посчитать полный цикл эксплуатации - DN400 шаровой клапан выходит дешевле уже через 3-4 года за счет простоты обслуживания. Особенно если среда с механическими включениями - у задвижек клин закусывает, а шар проходит все без проблем.
Пробовали ставить поворотные затворы - для воды еще работает, но для газа или пара начинаются проблемы с герметичностью. Плюс момент на привод требуется значительно больше, что сводит на нет экономию.
Если говорить про конкретного производителя, то ООО Сычуань Фэйцю (Группа) предлагает разумный баланс цены и качества. Их клапаны DN400 идут с полным комплектом документации по EN 12516, что редкость для китайских производителей. Хотя в последнее время заметил некоторое снижение контроля качества - в прошлой партии попались клапаны с неравномерным покрытием на шаре.
Сейчас многие переходят на шаровые краны с дополнительным поджатием седел в закрытом положении - для DN400 это особенно актуально. Правда, такая конструкция усложняет ремонт, зато гарантирует герметичность класса 'А' по ГОСТ 9544.
У ООО Сычуань Фэйцю (Группа) в новых каталогах появились модели с системой диагностики состояния седел - встроенные датчики износа. Пока не тестировал, но идея интересная, особенно для ответственных участков.
Из новшеств - начинают применять комбинированные уплотнения штока из PTFE с графитовой пропиткой. Для DN400 шарового клапана это дает увеличение ресурса на 30-40% по нашим наблюдениям. Хотя стоимость таких узлов пока высока.