
Когда слышишь 'шаровой кран с клапаном', первое что приходит в голову - обычный шаровый кран с приваренным обратным клапаном. Но на практике это редко бывает оправдано. Помню, в 2018 на ТЭЦ-22 пытались ставить такие гибриды на паропроводы - через полгода пришлось менять половину. Проблема в том, что характеристики износа у шаровой пробки и подпружиненного тарельчатого клапана совершенно разные.
Большинство производителей просто приваривают седло обратного клапана к корпусу шарового крана. Казалось бы - что может пойти не так? Но при температурных деформациях в районе сварного шва возникает зона напряжения. Для углекислотных систем еще куда ни шло, но на горячей воде - гарантированные проблемы через 2-3 отопительных сезона.
У ООО Сычуань Фэйцю (Группа) в каталоге есть интересное решение - разъемное соединение между секциями с термокомпенсирующей прокладкой. В свое время скептически отнесся, пока не увидел результаты испытаний на стенде в Челябинске. При циклическом нагреве до 180°C их конструкция выдерживала втрое больше циклов чем европейские аналоги.
Кстати, про европейцев. Их шаровые краны с клапанами часто не учитывают российские реалии с перепадами давления. Помню случай на нефтепроводе в Уфе - итальянские краны с обратными клапанами не выдерживали гидроударов при запуске насосов. Пришлось экстренно ставить отечественные затворы.
Литой корпус - это классика, но для шаровых кранов с предохранительными клапанами лучше кованая сталь. Особенно если речь о давлениях свыше 40 атм. В прошлом году на азотной станции в Дзержинске как раз была авария из-за литого корпуса - микротрещина дала течь при -25°C.
Что интересно - китайские производители типа ООО Сычуань Фэйцю (Группа) давно перешли на ковку для ответственных узлов. Их технологи 1958 года наработки понимают - для химических производств нужен запас прочности. Хотя многие до сих пор считают что Китай значит низкое качество.
Шаровая пробка должна быть хромированной - без вариантов. Видел как пытались экономить на покрытии в Польше - через полгода шар начинал 'закусывать'. Особенно критично для кранов с обратными клапанами где есть дополнительные полости для грязи.
Самая частая ошибка - монтаж без учета направления потока. Казалось бы элементарно, но каждый третий случай неправильной работы шаровых кранов с клапанами связан именно с этим. Особенно грешат подрядчики при ремонтах 'на скорую руку'.
Еще момент - нельзя ставить такой кран сразу после колена трубопровода. Турбулентный поток быстро разрушит седло обратного клапана. Оптимально - прямой участок не менее 5 диаметров до и после крана. На сайте fqvalve.ru кстати есть хорошие схемы монтажа, мы их часто используем в проектах.
При сварке нужно обязательно снимать ручку и сальниковый узел - перегрев тефлоновых уплотнений гарантирует течь через месяц эксплуатации. Видел как на стройке в Москве сваривали краны в сборе - потом заказчик платил дважды.
Регулярное обслуживание - раз в полгода проверка герметичности обратного клапана. Многие пренебрегают, пока не столкнутся с обратным потоком. Особенно важно для систем отопления - обратный ток теплоносителя может вывести из строя котлы.
Если шаровой кран с клапаном начинает 'подтекать' - не пытайтесь просто подтянуть сальник. Скорее всего износилось седло обратного клапана. Лучше сразу менять весь узел - ремонт обычно ненадежен.
При отрицательных температурах нужно следить за конденсатом в полости клапана. Замерзание воды может заблокировать тарельчатый элемент. Особенно актуально для северных регионов - в Норильске например ставим дополнительные обогревательные ленты.
На химическом комбинате в Перми ставили шаровые краны с предохранительными клапанами от ООО Сычуань Фэйцю (Группа) на линии подачи аммиака. Выдержали 5 лет без замены - для агрессивных сред это отличный показатель. Европейские аналоги едва выдерживали 2 года.
Интересный случай был на ТЭЦ в Казани - при модернизации пришлось ставить краны с клапанами на пар высокого давления. Технологи fqvalve.ru предложили кастомизированное решение с усиленными пружинами - сработало идеально.
Сейчас многие переходят на краны с электроприводом и клапанами - но это отдельная история. Главное не экономить на приводе - дешевые сервоприводы часто не обеспечивают плавного хода, что плохо сказывается на ресурсе клапанной части.
Современные шаровые краны с клапанами все чаще делают с системой диагностики. Встроенные датчики положения и протечки - уже не экзотика. Правда стоимость таких решений пока высока.
Намечается тенденция к использованию композитных материалов для седел клапанов. Тефлон с углеволокном показывает хорошие результаты при высоких температурах. У того же ООО Сычуань Фэйцю (Группа) есть экспериментальные образцы для температур до 300°C.
Лично считаю что будущее за модульными системами - когда можно комбинировать разные типы клапанов с стандартным шаровым краном. Это удешевит обслуживание и ремонт. Некоторые корейские производители уже предлагают подобные решения.