
Всё ещё встречаю монтажников, которые путают условный проход с резьбой — будто бы DN50 это просто 2 дюйма. Приходится объяснять, что зазор между седлом и шаром даже на миллиметр съест герметичность.
В 2018 году на ТЭЦ-22 ставили немецкие шаровые краны на паропровод. Через три месяца на одном из DN50 появилась течь по штоку. Разбирали — оказалось, сальниковое уплотнение не рассчитано на российские перепады температур.
Тогда же попробовали клапаны от ООО Сычуань Фэйцю. Заметил, что у них шаровой клапан DN50 идёт с увеличенной камерой сальника. Видимо, учли опыт работы в Сибири.
Кстати, их техотдел прислал не просто сертификаты, а расчёты на cavitation — редко кто из азиатских производителей это делает для рядовых диаметров.
На азотной линии в Новомосковске ставили шаровой клапан DN50 с PTFE уплотнениями. Через полгода — заклинило. Оказалось, в системе был ацетон, который разъедает тефлон.
Пришлось экстренно менять на клапаны с уплотнениями из PPL. Сейчас всегда требую паспорт химической стойкости для каждого проекта.
У Фэйцю в этом плане удобно — на их сайте fqvalve.ru есть таблицы совместимости материалов для разных сред. Не нужно по десять раз уточнять по почте.
Как-то на монтаже водопровода увидел, как сварщик варит трубопровод с установленным шаровым клапаном DN50. Естественно, тефлоновые седла поплавились. Теперь всегда инструктирую бригады — сначала отрезок с фланцами, потом клапан.
Ещё частая проблема — когда монтируют без опор под привод. Для DN50 с редуктором это критично: через месяц шток начинает клинить от перекоса.
В документации к клапанам Фэйцю есть схема усилий на шток — полезно показывать монтажникам перед началом работ.
Недавно ремонтировали итальянский шаровой клапан DN50 2015 года. Оказалось, производитель поменял конструкцию седла, и запчасти уже не найти. Пришлось выкидывать.
У китайских производителей типа Фэйцю обратная ситуация — десятилетиями сохраняют конструктив. На их сайте https://www.fqvalve.ru видел чертежи клапанов ещё с 70-х, полностью совместимые с текущими моделями.
Кстати, их предприятие с 1958 года работает — это чувствуется в подходе к унификации деталей.
На компрессорной станции под Астраханью стоит шаровой клапан DN50 на линии сжатого газа. Давление 6.3 МПа, вибрация. Через год начал подтекать.
Разобрали — шток разбил направляющую втулку. Фэйцю тогда предложили модификацию с бронзовой втулкой вместо стальной. С тех пор для высоких давлений всегда заказываю именно такой вариант.
Их инженеры объяснили, что для DN50 при давлениях выше 4 МПа нужно учитывать не только PN, но и ударные нагрузки от пульсаций.
Ни один производитель не пишет, как ведёт себя шаровой клапан DN50 после промывки трубопровода кислотой. На собственном опыте: если не продуть систему азотом после промывки, седла покрываются микротрещинами.
У Фэйцю в паспортах есть примечание мелким шрифтом — 'рекомендуется демонтаж при химической очистке'. Хотя кто же станет снимать клапаны на действующем трубопроводе?
Кстати, их служба поддержки как-то подсказала бюджетное решение — продувать клапан в полуоткрытом положении. Помогает, проверено на трёх объектах.