
Когда говорят про фланцевый дисковый затвор, многие сразу представляют Европу или США, но по нашим данным за годы основной прирост спроса идет из стран СНГ – Казахстан, Узбекистан, реже Беларусь. Причем запросы часто специфичные: не просто 'дисковые затворы', а модификации для нефтехимии с тефлоновым покрытием или усиленные конструкции для теплосетей.
В прошлом году мы через ООО Сычуань Фэйцю (Группа) поставили партию затворов DN300 в Актобе для модернизации нефтепровода. Заказчик изначально просил европейские аналоги, но после испытаний образцов с завода в Чэнду убедился в соответствии ГОСТ . Кстати, многие не учитывают разницу в климатических исполнениях – для северных регионов Казахстана нужны уплотнения EPDM с морозостойкостью до -50°C, а не стандартные NBR.
Частая ошибка – пытаться предлагать универсальные решения. В Узбекистане, например, критична стойкость к песчаным бурям, приходится дорабатывать конструкцию штока. Как-то раз поставили серийные модели на ТЭЦ в Ташкенте – через полгода получили рекламацию по заклиниванию. Разобрались: мелкий абразив набивался в зазор между диском и седлом. Теперь для таких случаев рекомендуем лабиринтные уплотнения.
На https://www.fqvalve.ru мы вынесли отдельный раздел по адаптации продукции под стандарты СНГ. Но покупатели редко смотрят сайт – обычно запрашивают техспецификации через WhatsApp или Telegram, присылают сканы своих ТУ. Видимо, так привычнее.
С заводами из программы 'Трехлинейного строительства' вроде нашего проще – у них сохранились советские нормативы. Когда 'КазТрансГаз' запросил затворы для компрессорной станции, мы взяли за основу конструкцию 1970-х годов, но заменили материалы: вместо чугуна СЧ20 использовали GGG-40 с полимерным покрытием. Ресурс увеличился в 1.8 раза по сравнению с требованиями техзадания.
Сложности бывают с таможенным оформлением. В 2022 году застряла партия для Астаны из-за расхождений в сертификатах. Пришлось лететь технологу на завод – составляли протоколы соответствия по 12 параметрам. Теперь всегда заранее уточняем, нужен ли сертификат ЕАЭС или достаточно заводских испытаний.
Интересно, что белорусские партнеры чаще требуют полный пакет документов по СТБ, а казахстанские ограничиваются декларацией. Видимо, разная практика применения техрегламентов.
Цена – не главный фактор. Для 'КазМунайГаза' критичным оказалось наличие ремонтных комплектов на складе в РФ. Пришлось организовать логистику через Москву – везем крупные партии морем во Владивосток, а запчасти авиа через Новосибирск. Так дешевле на 15-20%, чем прямые поставки.
Резиновые седла – больная тема. Европейские конкуренты ставят EPDM от ContiTech, но мы нашли поставщика в Шанхае с сопоставимым качеством. После циклических испытаний на 10 000 циклов (по методике ВНИИАМ) их ресурс всего на 7% ниже, а цена в 1.3 раза меньше. Для большинства объектов СНГ этого достаточно.
Сейчас экспериментируем с биметаллическими дисками – нержавеющая сталь + низкоуглеродистая сталь. Для водоканалов Украины (до 2022 года работали) это было актуально из-за высокой коррозионной активности среды. Но технология сложная – пока доля брака достигает 12%.
Первая поставка в Таджикистан обернулась штрафами – не учли особенности железнодорожной колеи. Теперь все грузы для Центральной Азии идем через Казахстан с перегрузкой в Астане. Дороже, но надежнее.
Сроки изготовления – отдельная история. Стандартные 45 дней для СНГ не подходят – там часто аварийные закупки. Научились держать на складе в Барнауле заготовки для популярных типоразмеров DN150-DN400. Собираем под заказ за 10-12 дней.
Упаковку тоже пришлось пересмотреть – в Узбекистане снимали повреждения из-за царапин на фланцах. Теперь используем многослойную пленку с прокладками из пенополиуретана. Дополнительные 2% к себестоимости, но рекламаций стало меньше.
Вижу потенциал в модернизации существующих сетей. В том же Казахстане до 40% запорной арматуры на магистральных трубопроводах требует замены. Наш фланцевый дисковый затвор с системой двойного уплотнения хорошо показал себя на испытаниях в Караганде – выдерживает перепады давления до 25 атм.
Сложность в том, что местные подрядчики часто экономят на монтаже – ставят без центрирующих шпилек, перетягивают болты. Приходится проводить обучающие семинары, показывать методики монтажа. В прошлом месяце два технолога из ООО Сычуань Фэйцю (Группа) вели такие курсы в Нур-Султане.
Думаем над созданием сборочного цеха в России – это сократит сроки поставки до 7 дней. Но пока неясно с налогами и тарифами. Возможно, в 2025 году запустим пилотный проект с партнерами из Екатеринбурга.
В целом рынок СНГ для фланцевых дисковых затворов продолжает расти, несмотря на политические сложности. Главное – глубоко понимать местные требования и не пытаться продавать 'как для Европы'. Опыт нашего завода с 1958 года помогает – многие технологии из советского периода оказались востребованы в модернизированном виде.