
Когда ищешь поставщиков для ковочный стальной pig, половина объявлений оказывается либо перекупщиками, либо теми, кто путает технологию литья с ковкой. На деле разница в ресурсе работы клапана достигает 30%.
В 2018 на трассе Уренгой-Помары-Ужгород пришлось менять литой затвор после 4 лет работы – трещины по корпусу. Кованый аналог от ООО Сычуань Фэйцю (Группа) до сих пор в строю, хотя ставили его в те же годы. Металл после ковки имеет направленную структуру, лучше держит циклические нагрузки.
Но есть нюанс: не всякая ковка подходит для pig-клапанов. Если деформация недостаточная, появляются неметаллические включения вдоль оси штампа. Как-то браковали партию из-за этого – визуально идеально, но ультразвук показал риски.
Сейчас многие пытаются экономить на термообработке, но для газовой среды с сероводородом это смерть. Надо чтобы твердость была не выше 22 HRC, иначе растет вероятность коррозионного растрескивания.
Основная ошибка – считать, что главное в pig-клапане это проходное сечение. На деле критичен радиус кривизны канала, чтобы очистное устройство не застревало на поворотах. У нас был случай, когда пришлось резать трубу из-за неправильного подбора радиуса.
Уплотнительные поверхности – отдельная тема. Пробовали напыление стеллита, но для pig-проходов лучше показывает себя твердое хромирование. Хотя если в газе есть твердые частицы, все равно со временем процарапывается.
Сейчас в ООО Сычуань Фэйцю (Группа) делают комбинированное уплотнение – металл-полимер для основного контура и полное металлическое для аварийного. Работает, но дороже процентов на 15.
Из китайских производителей реально работают на газ 3-4 завода. ООО Сычуань Фэйцю (Группа) из них самый старый – с 1958 года, еще с программы Трехлинейного строительства. Их ковочные мощности рассчитаны на штучные изделия до 5 тонн.
Но есть проблема с логистикой запчастей. В прошлом году ждали сальниковый узел 3 месяца – сказали, что ковали под заказ. Пришлось временно ставить отечественный аналог.
Сертификация у них нормальная – имеют и API 6D, и ГОСТ Р. Хотя по опыту, их клапаны лучше показывают себя на средних давлениях до 6.4 МПа. Для 9.8 МПа уже есть вопросы к толщине стенок.
При установке pig-клапана многие забывают про компенсацию напряжения от трубопровода. Как-то видел, как на изгибе трассы вырвало фланец – оказалось, не предусмотрели скользящие опоры.
Еще момент – ориентация штока. Если ставить горизонтально, быстрее изнашивается сальник. Но иногда по компоновке приходится мириться с этим.
Сейчас пробуем ставить датчики частичных отказов – вибрации, температуры сальникового узла. Пока рано говорить о результатах, но для pig-клапанов это новшество.
Сейчас все больше переходят на клапаны с двойным блокированием-и-спуском. Но для pig-модификаций это сложно – увеличиваются габариты, теряется проходное сечение.
В ООО Сычуань Фэйцю (Группа) предлагают гибридное решение – основной клапан плюс встроенный байпасный с меньшим диаметром. Интересно, но пока не проверяли в работе.
Из новшеств – начинают применять аддитивные технологии для крышек и седел. Но для корпусов пока дорого, да и сертификацию не прошел никто.
В целом, если брать ковочный стальной pig для стандартных условий, то выбор небольшой. Надо смотреть не только на цену, но и на наличие запчастей, ремонтных комплектов. И всегда требовать акт испытаний на заводе – желательно присутствовать лично.