
Если брать именно кованые задвижки - тут статистика часто врет. Многие путают литые и кованые позиции в отчетах, а разница в цене и надежности колоссальная. Основной покупатель... скажем так, не там, где обычно ищут.
Когда в 2018 году мы начали продвигать линейку кованых задвижек через сайт fqvalve.ru, первое что услышали от клиентов - 'зачем переплачивать'. Пришлось разбирать на семинарах: при давлениях от 16 МПа литые аналоги просто трещат по корпусу, а ковка держит ударные нагрузки. Особенно критично для энергетиков.
Кстати, ООО Сычуань Фэйцю (Группа) здесь в выигрышной позиции - их кузнечный цех с 1972 года работает, технологию отладили до автоматизма. Но об этом позже.
Самое сложное было объяснять разницу в цене. Не все понимают, что ковка требует отдельных прессов, термообработки... Один немецкий заказчик как-то прислал калькуляцию - у них стоимость кованой задвижки на 40% выше литой. У китайцев разница всего 15-20%, вот и весь секрет конкуренции.
Первое время думали, что основные покупатели - Европа. Оказалось, нет. Германия берет штучно, для АЭС, а массовые поставки пошли в... нет, не в Россию, как многие думают. Хотя через fqvalve.ru действительно много отгрузок в РФ.
Сейчас основной объем уходит в страны Ближнего Востока - Саудовская Аравия, ОАЭ. Их нефтянки оценили стойкость к агрессивным средам. В 2021 году была поставка на 2000 единиц для газового месторождения Ghawar - там как раз использовались кованые задвижки DN150 с тефлоновым уплотнением.
Российский рынок особенный: берут в основном через дистрибьюторов, предпочитают чугун. Но для Северного потока-2 были закупки кованых позиций, правда, через европейских посредников. Жаль, что напрямую не работали - потеряли бы меньше на комиссиях.
Мало кто знает, но у ООО Сычуань Фэйцю (Группа) есть патент на особый состав стали 25Л-С - она не дает микротрещин при ковке. В 2019 году пробовали делать аналоги из стали 20ГЛ - брак достигал 12%. Вернулись к проверенному варианту.
Еще момент: фланцы. Европейские заказчики требуют исполнение под DIN, американцы - ANSI. Пришлось на fqvalve.ru делать отдельные фильтры по стандартам. Кстати, основные покупатели из ОАЭ всегда запрашивают двойное исполнение - и под DIN, и под ANSI, на всякий случай.
Толщина стенки - вот где чаще всего ошибаются. Для PN40 минимальная 28 мм, но некоторые производители экономят, делают 25. Потом удивляются, почему на гидроиспытаниях лопает. Мы учились на своих ошибках: в 2017 году партия в Катар вернулась именно из-за этого.
С коваными задвижками всегда проблемы с транспортировкой - вес в 2-3 раза выше литых аналогов. Для DN300 это уже 2 тонны, нужен спецтранспорт. Основной покупатель из Саудовской Аравии как-то отказался от партии, когда узнал стоимость доставки.
Сейчас отработали схему: морем до порта, потом автотранспортом. Но для срочных заказов используем авиа - правда, это убивает всю маржу. Один раз отправили 4 задвижки DN80 в Германию авиа - себестоимость доставки превысила стоимость товара.
Интересно, что российские заказчики чаще берут мелкие партии - по 5-10 штук, зато регулярно. Видимо, проще растаможивать. Через сайт fqvalve.ru обычно идут запросы именно на небольшие объемы.
Сейчас вижу смещение спроса в сторону комбинированных решений - например, кованые задвижки с электроприводом вместо ручного управления. ООО Сычуань Фэйцю (Группа) как раз запустили новую линейку с интегрированными контроллерами.
Основной покупатель в ближайшие годы, думаю, сместится в Юго-Восточную Азию - там строят много ТЭЦ. Уже есть предварительные договоренности с Вьетнамом на 2024 год.
А вот Европа... С их зеленой энергетикой спрос на нашу продукцию может упасть. Хотя для водородных проектов кованые задвижки подходят идеально - уже ведем переговоры с немецким концерном.
В общем, если резюмировать: основной покупатель кованых задвижек - не тот, кого представляют сначала. Не Европа с ее строгими стандартами, а регионы с тяжелыми условиями эксплуатации. И здесь преимущества ООО Сычуань Фэйцю (Группа) - многолетний опыт и адаптивность - играют решающую роль.